+7 (495) 280 17 77
Заказать звонок

Вопрос-Ответ

Чем отличается государственная и негосударственная экспертиза?

Основных отличий несколько:

заключение негосударственной экспертизы, как правило, выдается намного быстрее из-за большего числа аттестованных специалистов в штате;

как правило, стоимость проведения негосударственной экспертизы также ниже, т.к. коммерческие структуры не связаны в ценообразовании законодательством;

негосударственные экспертные организации могут значительно повышать качество экспертизы проектов, привлекая к работе аттестованных экспертов более высокого профессионального уровня, докторов наук и профессоров, а также аттестованных специалистов-практиков с большим опытом работы;

в отличие от региональных государственных экспертных организаций, негосударственные компании имеют право проводить экспертизу ПД и РИИ на территории любого региона Российской Федерации, вне зависимости от места расположения и регистрации компании;

негосударственные организации более лояльны к заказчику, выставляют меньше замечаний по формальным поводам и как никто заинтересованы в долгосрочном партнерстве с клиентом;

срок проведения негосударственной экспертизы определяется договором и законодательно не закреплен. Поэтому работа над устранением замечаний заказчиком ведется не до окончания срока экспертизы, установленного Правительством РФ (как это происходит в органах государственной экспертизы), а до момента доработки проекта до соответствия всем нормативам и получения положительного заключения;

негосударственной экспертизе не подлежат объекты, перечисленные в п. 5.1 статьи 6 и п.3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, а также объекты, указанные в Постановлении Правительства 145 от 5 марта 2007 г п. 9, которые относятся к полномочиям государственного учреждения, подведомственного Министерству регионального развития Российской Федерации.


Подлежит ли негосударственной экспертизе проектная документация объекта капитального строительства, финансирование которого частично производится за счет средств регионального бюджета?

Согласно п. 3.4. ст.49. ГСК РФ объекты, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проходят экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий в государственных экспертных организациях.

Для чего нужна экспертиза проектной документации?

Комплексная проверка документов - необходимый этап, который должен пройти каждый проект еще до начала строительства. Соответствие документации нормам законодательства – это гарантия безопасности и качества будущего строительного объекта. Экспертиза призвана объективно оценить проект и выявить возможные несоответствия или нарушения, которые могут быть допущены любым специалистом.

На сегодняшний день получить заключение экспертизы по различным направлениям деятельности можно в соответствующих государственных учреждениях или в компаниях, специализирующихся на оказании услуг в сфере негосударственной экспертизы. Обязательным условием для работы такой организации является наличие свидетельства об аккредитации, которое должно быть выдано Росаккредитацией.

В соответствии с Федеральным законом № 337 от 28 ноября 2011 года, заключения негосударственной экспертизы имеют равную юридическую силу с заключениями государственных экспертных органов.

Задача экспертизы заключается в оценке соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, экологическим требованиям, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям промышленной, пожарной, радиационной, ядерной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Кроме того, в эти задачи входит оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям техрегламентов.

Заключение экспертизы дает понимание, насколько правильно, согласно Градостроительному кодексу РФ, действующим ГОСТам, СНиПам и иным регламентирующим документам заказчик строительства подготовил проектную документацию. Кроме того, негосударственная экспертиза предоставляет возможность выявить и своевременно исправить ошибки, от которых не застрахована ни одна компания.

Заключения, выданные квалифицированными экспертами с многолетним опытом работы, являются одним из оснований для выдачи разрешения на строительство, регулируют отношения между участниками строительного процесса, повышают квалификацию исполнителей проектной документации и ее качество.

Каковы сроки проведения негосударственной экспертизы проектной документации?

Базовым сроком проведения экспертизы в нашей компании считается 30 дней. В зависимости от своевременности подачи документов и исправления выставленных экспертами замечаний сроки могут сократиться до 5-10 рабочих дней. В случае сложного объекта или больших объемов работ сроки могут быть, по согласованию с заказчиком, увеличены пропорционально объему работ, что будет отражено в договоре. Существует также возможность прохождения срочной экспертизы на особых условиях – в данном случае сроки отдельно оговариваются с заказчиком перед подписанием договора.

Исходя из чего рассчитывается стоимость экспертизы проекта?

Для государственной экспертизы стоимость определяется алгоритмом, заложенным в Постановлении Правительства РФ № 145. Для негосударственной экспертизы стоимость определятся индивидуально и зависит, как правило, от общей площади помещений здания, стоимости проектно-изыскательских работ, сложности разработанного проекта, срочности проведения экспертизы и некоторых других факторов. Как правило, проведение негосударственной экспертизы строительного проекта обходится заказчику на 40 процентов дешевле стоимости, которую запрашивает государственная экспертная организация.

Как оформлять документацию для подачи заявки на проведение негосударственной экспертизы?

Так же, как и для проведения государственной. Чтобы обратиться за проведением негосударственной экспертизы в нашу организацию, вам необходимо будет заполнить заявление на проведение экспертизы, приложить к нему все необходимые разделы проектной документации и данные об инженерных изысканиях в соответствии с п.12 и п.13 ст. 48 и п.7 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ, оформленные отдельными томами. Этих документов будет достаточно для проведения экспертизы проекта.

В отношении каких объектов экспертиза проектной документации не обязательна?

Пункты 2, 3 и 3.1. ст. 49 Градостроительного кодекса РФ гласят, что экспертиза не проводится по следующему списку объектов:

  1. отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  2. жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
  3. многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
  4. отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
  5. отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Кроме того, экспертиза ПД и РИИ не обязательна, если для строительства или реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства. Также экспертиза не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капремонта, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения ремонта автомобильных дорог общего пользования (в ред. ФЗ от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ).

Экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капстроительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство (часть 3.1, введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 210-ФЗ, в ред. ФЗ от 28.11.2011 N 337-ФЗ).